Правила благочестия - это внешнее проявление внутренней жизни христианина. Уделяя главное внимание внутреннему состоянию мы приведём их к внешнему благочестию, а не наоборот.
Научим ребёнка в первую очередь обращать внимание на свои недостатки и быть снисходительным к немощам ближнего.
Наша задача - постараться как можно раньше сформировать у ребёнка правильное понимание сути греха: вред себе, окружающим и Богу огорчение.
Чем больше дети нас огорчают и не слушаются, тем горячее и сильнее должна быть родительская молитва.
Необходимо чаще обращать внимание детей на то, как всеблагой промысл Божий действует в нашей жизни, как взаимосвязаны в жизни добро изло, плохое и хорошее. Формирование у ребёнка убеждения в том, что без воли Божией и волос с головы не упадёт, поможет нам за малое время развить в ребёнке религиозность.
Нужно показать ребёнку, что взросление, проявление собственной воли в первую очередь должно проявляться в отстаивании своих духовных идеалов, а не следовании чужой воле.
Основная цель православного воспитания одна - привести ребёнка ко Христу, воспитать его христианином. Ребёнок должен хорошо слышать голос своей совести, иметь чувство греха и опыт всепрощающей и всеочищающей Божией любви. Он должен знать, что больше всего во всём мире его любит Господь, который всегда верен человеку и всегда рядом. Уйдут к Богу родители, он вырастет, но чтобы ни случилось, Бог всегда рядом.
Необходимо контролировать ребёнка ненавязчиво, но постоянно. Хорошо, если ребёнок привык обсуждать свой выбор с родителями, но решение должно быть его.
Нужно предлагать ребёнку несколько вариантов решения проблемы, пусть учится прислушиваться и не боится советоваться. "Самостоятельность - это рассуждение с советом". о. Иоанн Крестьянкин.
Духовный возраст ребёнка - это умение на практике, сознательно применять основы православного вероучения, желание и старание жить по Заповедям Божиим.
Наша задача, чтобы делать добро стало для ребёнка нормой.
Необходимо находить время и силы для совместных занятий с детьми, как бы мы ни были заняты, как бы ни уставали. Если дети будут знать что их интересы - это наши интересы, тогда они не уйдут от нас в себя или сомнительные компании. Будем дружить со своими детьми, тогда они будут доверять нам.
Нужно разбудить у ребёнка интерес к чтению, музыке... Нужно, чтобы ребёнок узнал, что такое симфонический оркестр, не из телевизора, но побывав на концерте.
Как только ребёнок научится писать - будем приучать его его самого писать и подавать в храме поминальные записки.
Клички в наше время - атрибут тюремной субкультуры. Нужно, чтобы ребёнок с детства понимал святость имени, данного в Таинстве Крещения и конщунственность каверкания его, тем более замены кличкой.
В именины надо обязательно постараться побывать с ребёнком в храме. Пусть он сам напишет записку, сам поставит свечку своему святому, сам пожертвует деньги в церковную кружку.
Молодёжная культура создаётся не молодыми. Определённые группы людей стремятся поставить мир молодёжи под свой контроль в своих коммерческих интересах. Как оказывается, путь к душам молодых людей лежит через удовлетворение всех их прихотей.
В воспитании - как в математике: нарушишь порядок действий - получишь неверный результат. От простого - к сложному, от малого - к большему, и так - во всём: в учёбе, в игре, в закалке, в молитве...
Не нужно бояться признать свою ошибку и попросить прощения у ребёнка. Он будет следовать нашему примеру.
Если ребёнок понимает, что он виноват и переживает - нужно проявить снисхождение, а не наказывать.
Раздражительность - одно из проявлений внутренней распущенности.
Воспитание мужества не может быть оторвано от религиозного воспитания. Ребёнок должен во всех своих страхах знать, что главная его защита - Крест Господень, что Господь, Богородица не оставят его!